Для того, чтобы судовые системы управления находились в рабочем состоянии необходимо соблюдение определённого алгоритма при их обслуживании, который должен быть закреплён нормативной документацией или же внутренними приказами (распоряжениями) командира судна или судовладельца.
Перечень судовых систем управления
Основные судовые системы этого типа имеют предназначение в обеспечении необходимых параметров безопасности, а также гарантировании надёжной работы всех главных механизмов судна, включая в себя несколько подсистем для автоматизированного управления суднами:
- судовые энергетические установки (СЭУ) с различным уровнем автоматизации и эффективности качества управления режимами их функционирования;
- системы дистанционного автоматизированного управления (ДАУ), которые служат для контролируемого управления скоростью, а также следят за направлением движения конкретного судна.
На оснащенных винтами фиксированного шага судах управление упорами, а также направлением вращения гребных валов осуществляется благодаря изменению частот с направлением вращения главных реверсивных двигателей, как мало- , так и среднеоборотных. Когда судовые дизели относятся к нереверсивным, то в система используются реверсивные дизель-редукторные агрегаты.
На судах с наличием водометных двигателей или винтов с регулируемым шагом (ВРШ), системы ДАУ работают в сочетании с системой контроля управления главным движителем, изменяющим и направление, и скорость суден.
Дизель-генераторные установки, в составе судовых электростанций, укомплектованы собственной системой ДАУ для удаленной остановки и с автоматическим запуском дизелей в двух режимах:
- нормальном;
- аварийном.
Судовые средства автоматизации
Судовые средства автоматизации состоят из:
- панелей управления с контролем;
- операторских станций и датчиков;
- программируемых контроллеров;
- исполнительных устройств;
- программируемых средств обработки информации с интерфейсных каналов;
- резервных и основных источников питания;
- устройств коммутации и преобразования сигналов.
Эти АСУ должны соответствовать аппаратно-программной унификации, и их собственные элементы должны быть всегда совместимы с остальным комплексом средств автоматизации. Такие системы должны быть интегрируемыми в АСУ технологических процессов суден.
Если суда перевозят скоропортящиеся продукты, то в таких рефрижераторах очень важны судовые холодильные установки с достаточной степенью автоматизации.
Такая холодильная автоматика регулирует изменения в:
- холодопроизводительности установки;
- температуре охлаждаемого помещения;
- подаче в испарители хладагента;
- температуре испарителей при кипении хладагента ;
- давлении при конденсации хладагента.
Взаимосвязанность всех основных узлов в автоматизированной холодильной установке позволяет обеспечивать индивидуально заданные параметры температуры в каждом, охлаждаемом до нужного показателя, грузовом помещении.
Судовые дистанционные АСУ на судах, с винтами фиксированного или же регулируемого шага, обязаны подтверждать соответствие наличием Сертификатов РМРС, РРР, других международных классификационных обществ, требования которых соответствуют политике конкретного заказчика. Когда системы ДАУ главных двигателей с дизель-генераторами поставляются в комплексе с установками, то они могут быть локальными системами управления.
Чтобы эффективно сокращать численность экипажей, следует пользоваться комплексной автоматизацией суден, обеспечивая повышение уровня взаимодействия всех локальных систем управления. Автоматизация может освободить человека от необходимости выполнения операций, которые можно относить к трудоемким и тяжелым, улучшить условия для всех трудовых процессов, но при этом довольно часто может возрастать ответственность конкретного специалиста, который контролирует автоматизированные процессы управления.
Комплексность при создании проектов судов и их поставке с интегрированными системами управления могут существенно снижать как их стоимость, так и также стоимость заменяемых комплектующих и их сервисное обслуживание.
Российское регламентирующее законодательство
Автоматизация судовых систем управления по нормативам обеспечивает:
- максимальную экономию при эксплуатации дизелей на судах (со снижением затрат на техобслуживание и плановый уход за всеми механизмами при малом количестве техперсонала);
- максимум использования возможностей этих судовых дизельных установок (предельную напряженность, увеличенный диапазон рабочих параметров, рост эффективности);
- безопасность и надежность (большая мобильность оборудования, минимизация ошибок управления, оптимальность управления механизмами);
- увеличение КПД дизельных судовых двигателей (эффективность рабочих режимов, экономия по расходу топлива, меньший износ деталей).
Минимально допустимая степень автоматизации с централизацией по контролю и управлению основывается на регламентных положениях Правил Регистра РФ, но, в большинстве случаев, такой объём бывает превышен.